Обзор отдельных вопросов
налогового законодательства
Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю направляет для использования в информационной работе обзор по отдельным вопросам налогового законодательства.
По налогу на игорный бизнес.
Письмом ФНС России от 18.05.2006 №
ГВ-6-02/515@ доводит для использования в работе разъяснение Минфина России от 10.05.2006 №
03-06-05-02/05.
В частности, разъяснено, что в случае,
если объект налогообложения налогом на игорный бизнес снят с регистрации в
одном обособленном подразделении организации и установлен в другом обособленном
подразделении данной организации, подведомственной другому налоговому органу:
- до 15-го числа текущего налогового
периода, то исчисление суммы налога следует производить по новому месту
установки этого объекта налогообложения, исходя из налоговой ставки,
установленной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,
- после 15-го числа текущего налогового периода, то исчисление суммы налога следует производить по первоначальному месту установки этого объекта налогообложения налога на игорный бизнес, исходя из налоговой ставки, установленной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Об
упрощенной системе налогообложения (УСН).
ФНС России письмом от 23.05.2006 № ГВ-6-02/527@ для руководства и использования в работе доводит разъяснения Минфина России от 09.02.2006 №03-11-02/34, от 04.05.2006 №03-11-02/108.
В
соответствии с п. 1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения на основе патента, распространяются нормы, установленные ст.
ст. 346.11 - 346.25.1 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 346.13 Кодекса установлено, что
при превышении по итогам отчетного (налогового) периода предельного размера
доходов в сумме 20 млн руб. налогоплательщик
утрачивает право на применение УСН начала квартала, в котором допущено
превышение.
Эта норма распространяется и на индивидуальных
предпринимателей, применяющих УСН на основе патента.
Такие предприниматели должны учитывать
полученные доходы и произведенные расходы в Книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и Порядок
заполнения, которой утверждены Приказом Минфина России от
30.12.2005 № 167н.
Согласно п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252
Кодекса произведенные налогоплательщиками расходы должны быть подтверждены
документально.
Поэтому, а также в соответствии с п. 4 ст.
346.11 Кодекса при осуществлении расходов в наличной денежной форме
индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, должны
соблюдать положения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации,
утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 № 40
(Письмо Банка России от 04.10.1993 № 18).
Налоговые декларации индивидуальными
предпринимателями, применяющими УСН на основе патента, не представляются.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 346.25.1
Кодекса патент может выдаваться индивидуальному предпринимателю на квартал,
полугодие, девять месяцев и год на основании заявления, подаваемого им в
налоговый орган по месту постановки на учет не позднее, чем за один месяц до
начала применения УСН на основе патента.
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН на основе патента как с 1 января года (с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о применении УСН на основе патента в 2006 году), так и в течение календарного года, то есть с 1 апреля, с 1 июля, или с 1 октября 2006 года, при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок.
О едином налоге на вмененный доход (по
услугам по временному размещению и проживанию).
ФНС России письмом от 01.06.2006
02-0-01/322@ сообщает следующее.
В целях применения системы
налогообложения в виде ЕНВД предпринимательской деятельностью, связанной с
оказанием услуг по временному размещению и проживанию организациями и
предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг
общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров, признается
предпринимательская деятельность, связанная с оказанием физическим лицам
платных услуг по передаче во временное владение и (или) пользование спальных
помещений.
Под
спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного
размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), а под
общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений,
которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих
документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и
других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов,
планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного
размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных
объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
При
этом, в случае, если для оказания услуг по временному
размещению и проживанию используется отдельная комната (комнаты) в квартире или
доме, при расчете площади спального помещения учитывается только площадь данной
(данных) комнаты (комнат).
При
расчете площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиниц,
кемпингов, пансионатов, санаториев и т.п.) из общей площади данных объектов
также исключается площадь помещений, находящихся в общем
пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные
помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).
Площадь гостиной, ванной комнаты, санузлов, кухни, коридоров,
находящихся в номере, из общей площади
спальных помещений
не исключается.
Что касается порядка
налогообложения доходов, полученных квартиросдатчиками от сдачи в долгосрочную
аренду (найм) жилого помещения (комнаты), то следует иметь в виду, что если
квартиросдатчиком является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве
индивидуального предпринимателя, то
налогообложение данных доходов согласно статье 207 Кодекса и подпункту 4 пункта
1 статьи 208 Кодекса производится в соответствии с главой 23 «Налог на доходы
физических лиц» Кодекса.
Если же в данном случае
квартиросдатчиком является индивидуальный предприниматель либо организация, то учитывая, что предоставление жилого помещения (комнаты)
по договору найма производится арендодателем (наймодателем) за плату во
временное владение и пользование или во временное пользование арендатору (нанимателю)
(ст. 606 ГК РФ), а также что главой 26.3 Кодекса не предусмотрено учитывать
срок заключения договора аренды (найма), предпринимательская деятельность
индивидуальных предпринимателей или организаций по оказанию услуг по сдаче в
долгосрочную аренду (найм) жилого помещения (комнаты) подлежит налогообложению
единым налогом на вмененный доход.
Об исчислении ЕНВД по
муниципальным образованиям.
Минфин России письмом от
24.04.2006 №03-011-04/3/222 сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 346.32 Кодекса сумма ЕНВД для отдельных видов
деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом сумма единого налога
не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса
налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту
осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, не позднее
пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого
налога.
В связи с этим сумма ЕНВД исчисляется по
каждому муниципальному образованию отдельно.
Указанный механизм исчисления налога
предусмотрен также разд. 3.1 налоговой декларации по ЕНВД,
В связи с этим при исчислении суммы ЕНВД,
подлежащей уплате в бюджет по месту осуществления предпринимательской
деятельности, ее уменьшение на сумму страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование осуществляется по каждому месту осуществления
предпринимательской деятельности отдельно, а не в целом по организации.
О налоге на прибыль организаций (для
товариществ собственников жилья -ТСЖ).
Минфин России письмом от 05.05.2006
№03-03-05/8 по вопросу определения налоговой базы по налогу на
прибыль организаций ТСЖ сообщает следующее.
Налогообложение налогом на прибыль организаций
определяется в соответствии со статьей 247 Кодекса. При определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в
статье 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим.
Согласно пункту 2
статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров),
поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности
некоммерческих организаций, к которым отнесены и осуществляемые в соответствии
с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные и членские
взносы.
Членами ТСЖ вносятся обязательные платежи
и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой
коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.
Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в
связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Средства, поступившие от членов ТСЖ в
оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого
фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в
смысле пункта 2 статьи 251 Кодекса не являются.
Учитывая изложенное,
плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного,
противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории;
технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых
помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные
услуги является выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно,
учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организации. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, отвечающие
требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Вместе с тем в случае, если в
соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ
возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного
и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической
инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и
ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту
жилого дома, и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями
(поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет
членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником,
закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению
санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой
территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по
содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по
капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль
средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности,
осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 1 статьи 251
Кодекса, т.е. только в части посреднического, агентского или иного аналогичного
вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные
услуги.
О налоге на доходы физических лиц и
порядке представления налоговой декларации по НДФЛ.
В соответствии с письмом Минфина России
от 27.04.2006 № 03-05-01-04/105 стандартные налоговые
вычеты, установленные пп. 1 - 3 п. 1 п. 3 ст. 218 Кодекса, предоставляются
налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты
дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и
документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
При этом Кодекс не требует, чтобы такое
заявление подавалось налогоплательщиком ежегодно. В связи с этим впредь до
изменения у налогоплательщика права на тот или иной стандартный налоговый вычет
возможно «бессрочное» заявление, которое будет являться основанием для
применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет.
ФНС России письмом от
02.06.2006 №ГИ-6-04/566@ информирует о порядке представления налоговой
декларации по налогу на доходы физических лиц. В частности о порядке
представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц
гражданами, зарегистрированными по месту пребывания и имеющими (или не
имеющими) регистрации по месту жительства.
Налогоплательщики – физические лица на основании пункта 1 статьи 83 Кодекса подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Согласно статье 2 Закона Российской
Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации» под местом жительства
понимается жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом
маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для
инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в
качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на
иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом
пребывания
является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база,
больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Статьями 227 и 228 Кодекса установлен
перечень лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой
декларации по налогу на доходы физических лиц. Вместе с тем, в соответствии с
пунктом 2 статьи 229 Кодекса лица, на которых не возложена
обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую
декларацию в налоговый орган по месту
жительства, в том числе для получения налоговых вычетов, установленных
статьями 219 и 220 Кодекса.
Учитывая изложенное,
граждане, зарегистрированные по месту пребывания и при этом имеющие регистрацию
по месту жительства в Российской Федерации, для получения социальных и
имущественных налоговых вычетов представляют налоговую декларацию по налогу на
доходы физических лиц в налоговый орган по месту жительства.
Граждане,
зарегистрированные по месту пребывания, но не имеющие регистрации по месту жительства на территории
Российской Федерации, имеющие обязанность по представлению налоговой декларации
по налогу на доходы физических лиц, представляют такую декларацию в налоговый
орган по месту пребывания. Однако, указанные граждане
не вправе претендовать на получение социальных и имущественных налоговых
вычетов в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 219 и 220 Кодекса.
О земельном налоге.
В связи с изданием приказа Минфина России от 23.09.2005 № 124н «Об утверждении формы налоговой дек