Вниманию налогоплательщиков!
НОВЫЕ КБК ВАШИ ДЕНЕЖКИ – НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ? С 1 января 2005 года вступил в действие Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 10.12.2004 г. № 114н, утвердивший Указания
о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Что изменилось?
Во-первых, вместо 7-значных введены 20-значные КБК (коды бюджетной классификации);
во-вторых, доходные источники теперь закреплены за соответствующими администраторами;
в-третьих, налогоплательщики обязаны заполнять код администратора в первых
трех разрядах КБК и его наименование в поле «Получатель» платежного поручения,
а также код программы (налог, пеня, штраф) в 13-14 разрядах КБК.
Чем вызвано реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета?
Оно тесно связано с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере:
разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, реформой системы федеральных органов исполнительной
власти, изменением системы предоставления социальных льгот, продолжающихся
преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.
Введение новых КБК стало для плательщиков налогов настоящей головной болью,
обострив проблему невыясненных поступлений в бюджет. Почему?
Потому что согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 г. № 116н «Об утверждении
порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ
и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ», казначейство относит
к разряду невыясненных платежи, если в платежных поручениях не указаны:
- КБК (или указан несуществующий КБК);
- код ОКАТО муниципального образования (указан несуществующий код ОКАТО);
- значение ИНН и КПП получателя (указаны значения ИНН и КПП несуществующего
получателя).
Помимо этого, платежи «зависают» как невыясненные в случаях, если:
- ИНН и КПП получателя-администратора не соответствует коду администратора,
указанному в первых трех разрядах КБК;
- код администратора поступлений в бюджет не соответствует коду вида дохода
(налога или неналогового платежа, 4-20 разряд КБК), закрепленному за администратором;
- не заполнен код программы – 14 разряд КБК (до 01.02.2005 г.). Налоговым органам было отпущено немного времени для проведения
информационно-разъяснительной работы по правильному заполнению
платежных поручений. Тем не менее, с подачи Управления ФНС России
по Краснодарскому краю во всех печатных СМИ Кубани регулярно публиковались
соответствующие материалы (например, сравнительные таблицы КБК,
действовавших в 2004 г., с кодами классификации, вводимыми с 1
января 2005 г.). С налогоплательщиками проводились тематические
семинары, для них были разработаны специальные листовки, брошюры,
буклеты, плакаты, информационные бюллетени. В налоговых инспекциях
по городам и районам края были оформлены стенды, содержащие сведения
о порядке применения новых КБК. При желании любой налогоплательщик
мог получить индивидуальную консультацию, воспользоваться интернет-сайтом.
Кроме того, ведущими телерадиокомпаниями г. Краснодара и края передавались
обращения к налогоплательщикам об изменениях порядка указания кодов
бюджетной классификации в расчетных документах с 1 января 2005
г., объявления о новых КБК доводились до телезрителей и так называемой
«бегущей строкой». Информация оперативно рассылалась налогоплательщикам,
имеющим электронные адреса, распространялась на магнитных носителях.
С 1 февраля 2005 года в Управлении федерального казначейства по
Краснодарскому краю начали проводить работу по уменьшению количества
невыясненных платежей, то есть принимать от налоговых органов уведомления
ф.54 об уточнении вида и принадлежности платежа.
Общими усилиями удалось снизить объем «зависших» поступлений с
350 млн. руб. на 1 марта 2005 г. до 35 млн. руб. на 1 августа.
И здесь уместно сказать о позитивной практике ИФНС России № 4 по
г. Краснодару. Однако размер невыясненных платежей остается еще
значительным.
Каковы же основные причины отнесения их к невыясненным сегодня?
Неверное указание КБК при перечислении в бюджет налога на доходы
физических лиц организациями – налоговыми агентами, платежей во
внебюджетные фонды, а также неверное указание КБК при оформлении
сводных платежных поручений кредитными учреждениями по платежам
физических лиц.
Что делается в Управлении ФНС России по Краснодарскому краю для
исправления сложившейся ситуации?
По словам начальника отдела учета налоговых поступлений и отчетности
О. В. Омельченко, для налоговых органов края установлена ежедекадная
отчетность о ходе работ по уточнению невыясненных поступлений.
После серьезного разговора на селекторном совещании активность
инспекций в уточнении невыясненных поступлений заметно возросла.
Тем не менее, их доля все еще высока среди налогоплательщиков,
состоящих на налоговом учете в ИФНС России №№ 1 и 5 по г. Краснодару,
ИФНС России по г. Сочи. Оставляет желать лучшего ситуация в ИФНС
России по г.г. Анапа, Армавир, Геленджик, Новороссийск, Темрюк;
в ИФНС России №№ 2 и 3 по г. Краснодару. Кроме того, кредитные
организации по-прежнему принимают к исполнению платежные поручения,
суммы по которым не могут быть учтены по соответствующим кодам
бюджетной классификации Управлением федерального казначейства.
Итак, налоговой службой Кубани проведена и проводится большая информационно-разъяснительная
работа, однако проблема невыясненных платежей пока остается.
Почему же налогоплательщики до сих пор допускают ошибки? Почему путаница в
применении новых КБК остается типичной для одних и тех же налоговых резидентов?
Что следует предпринять для ее устранения?
- Во-первых, при оформлении платежных документов бухгалтерам следует пользоваться
только теми программными продуктами, в которые внесены соответствующие изменения
по КБК и кодам администраторов, - считает начальник отдела работы с налогоплательщиками
и СМИ Управления ФНС России по Краснодарскому краю И. В. Гончаров. - Во-вторых,
банковским служащим при приеме платежей рекомендую обращать серьезное внимание
на правильность заполнения платежных документов. В-третьих, налогоплательщикам
следует иметь в виду: неправильное указание реквизитов в платежных документах
влечет за собой зачисление перечисляемой суммы налога в разряд невыясненных,
что автоматически увеличивает недоимку предприятия и, согласно налоговому законодательству,
начинается начисление пени за каждый день просрочки поступления платежа в бюджет.
Иными словами, неправильное пользование новыми КБК усугубляет старую проблему
– рост задолженности перед бюджетом.
В свою очередь, в налоговых инспекциях края усилили работу по выявлению невыясненных
платежей, а также индивидуальное консультирование бухгалтеров и руководителей
организаций, допускающих ошибки при перечислении налоговых платежей в бюджет.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
УФНС России по Краснодарскому краю
|