Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю направляет для использования в работе разъяснения ФНС России от 14.11.2005 г. № 09-2-04/4883@ по вопросам постановки на учет (снятия с учета) налогоплательщиков налога на игорный бизнес
Вопрос 1. Согласно пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
К иным основаниям, предусмотренным Кодексом, в частности, относится постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей-налогоплательщиков налога на игорный бизнес по месту установки объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 366 части второй Кодекса налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения.
Распространяется ли обязанность постановки на учет по основанию пункта 4 статьи 83 Кодекса на объекты, указанные в пункте 1 статьи 366 Кодекса, поставленные на учет согласно п. 2 статьи 366 части второй Кодекса, осуществляющие деятельность более 30 дней (т.е. создающих стационарные рабочие места, обособленные подразделения) ?
Ответ. На основании пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В пункте 2 статьи 11 Кодекса приведено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Согласно пункту 2 статьи 366 части второй Кодекса налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения.
Учитывая изложенное в письме, если организация, вставшая на учет в налоговом органе по месту установки объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, осуществляет деятельность более 30 дней, то в данном случае у организации возникает обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, то есть организация обязана подать в указанный налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
Данная позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации была отражена в письме МНС России от 08.08.2001 № ШС-6-14/613@.
Таким образом, организация, не представившая в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация уже состоит на учете по месту установки объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, не может быть привлечена к ответственности, установленной статьями 116 и 117 Кодекса.
Вместе с тем, за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного, в случае нарушения организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация состоит на учете по месту установки объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, установленного пунктом 4 статьи 83 Кодекса срока подачи заявления, налоговый орган в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.3 КоАП РФ, и на основании статьи 23.1 КоАП в сроки, установленные КоАП РФ, направляет его в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вопрос 2.Согласно п.1 Порядка постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес, утвержденного Приказом Минфина №55н от 08.04. 2005 года налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 статьи 366 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (объектов) налогообложения.
В каком контексте рассматривается понятие субъекта Российской Федерации? Подлежат ли постановке на учет в налоговых органах города, района города (имеющего районное деление), района края налогоплательщики по месту установки объектов (объекта) указанных в пункте 1 статьи 366 Кодекса, состоящие на учете в другом городе, районе края по основаниям, предусмотренных статьей 83 Кодекса?
Ответ. На основании пункта 2 статьи 366 Кодекса налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 83 Кодекса налоговые органы на основе имеющихся у них данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.
Таким образом, если налогоплательщик, состоящий на учете в налоговом органе субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Кодексом, устанавливает объект налогообложения налогом на игорный бизнес на территории, подведомственной другому налоговому органу на территории того же самого субъекта Российской Федерации, в котором он не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, то налоговый орган по месту установки такого объекта налогообложения налогом на игорный бизнес принимает меры по постановке на учет этого налогоплательщика на основании заявления о регистрации объекта налогообложения.
Вопрос 3. В связи с отсутствием документов, регламентирующих процедуру снятия с налогового учета налогоплательщиков налога на игорный бизнес просим, разъяснить в каком порядке и на основании каких документов осуществляется снятие с налогового учета данной категории налогоплательщиков.
Ответ. Кодексом не предусмотрен порядок снятия с учета в налоговых органах налогоплательщика налога на игорный бизнес в случае выбытия последнего объекта налогообложения.
По мнению Минфина России, впредь до урегулирования рассматриваемого вопроса законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоговый орган вправе снять с учета налогоплательщика налога на игорный бизнес в связи с выбытием последнего объекта налогообложения, в следующем порядке:
1. Основанием для снятия с учета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе по месту установки объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес является заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Снятие с учета осуществляется налоговым органом в случае выбытия последнего (последних) объекта (объектов) налогообложения в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения указанного заявления.
2. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения от заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (в случае выбытия последнего (последних) объекта (объектов) налогообложения) выдать (направить по почте заказным письмом с уведомлением):
- налогоплательщику – организации Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5, утвержденным приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 № 5685) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004 № 15);
- налогоплательщику – индивидуальному предпринимателю Уведомление о снятии с учета в налоговом органе физического лица по форме № 09-2-6, утвержденным приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.
3. Налоговый орган по месту установки объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес обязан в течении одного рабочего дня с момента снятия с учета организации (индивидуального предпринимателя) уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. |